Устное собеседование

 Структура собеседования:

4задания

Типы заданий: выразительное чтение текста вслух;

пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

диалог с экзаменатором-собеседником.

Ознакомиться с демоверсией, критериями проверки можно здесь

 

Задание 1

I. Выразительное чтение вслух Задание.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Описание содержания задания. Вам необходимо прочитать вслух текст, передать замысел автора (рассказать шуточную историю, призвать к действиям, вызвать сочувствие и т. п.) и своё понимание текста с помощью интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Необходимо при чтении следить за соблюдением норм современного русского литературного языка (верное ударение в словах, слова не искажены). Важно выбрать правильный темп чтения.

Алгоритм выполнения задания

1. Читаю текст про себя, выделяю (подчёркиваю) ключевые слова.

2. Определяю авторский замысел (рассказать шуточную историю, призвать к действиям, вызвать сочувствие и т. п.), выбираю темп (скорость) и интонацию (шутливая, взволнованная и т. п.) чтения.

3. Делаю разметку текста (паузы, повышение/понижение голоса).

4. Читаю текст с учётом его анализа и разметки. Важно уметь выбрать правильную интонацию при чтении предложений с однородными, обособленными, уточняющими членами предложения, вводными словами, обращениями и т. д. 

Задание 2

Перескажите прочитанный текст, дополнив его высказыванием.

у Вас есть 2 минуты для подготовки.

 

Алгоритм выполнения:

Прочтите текст. Сформулируйте тему текста и основную мысль.

Выделите ключевые слова, в зависимости от типа текста: глаголы, деепричастия и наречия в повествовании; существительные, прилагательные и причастия в описании; слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли в рассуждении. Установите количество микротем. Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведенной в задании цитатой (прямой или косвенной).

Выделите в тексте главную и второстепенную информацию, на основе этого сократите текст.


Задание 3

 Один из трех вариантов беседы:

описание фотографии,

повествование на основе жизненного опыта,

рассуждение по одной из сформулированных проблем.

Обратите внимание на примерный план ответа, предложенный в карточке участника собеседования, и составьте по нему не менее 10 фраз.

Как работать с каждым из вариантов беседы: Описание. Определите тему своего высказывания, а после хорошенько рассмотрите фото. Дайте ответы на вопросы: кто изображен на фото? чем он занят? о чем, возможно, думает? какие чувства, вероятно, испытывает? какие чувства вызывает у вас? Повествование. Определите тему высказывания, затем выберите из событий своей жизни ту историю, о которой будет вестись повествование. Дайте ответы на вопросы: когда и где это произошло? кто участвовал? что важного было в этом событии? как к событию отнеслись вы и другие его участники?

Рассуждение. Определите, все ли понятно в предложенном вопросе, потом действуйте в соответствии со структурой рассуждения: сформулируйте тезис (мысль для обоснования), подберите доказательства (подходящие примеры), сделайте вывод. В ответе используйте вводные конструкции: «я думаю», «мне кажется», «я уверен», «возможно», «по-видимому», «следовательно» и другие.


Задание 4

Участие в диалоге по теме предыдущего задания.

Алгоритм выполнения: Выслушайте вопрос. Определите ключевое слово вопроса. Исключите односложный ответ. Сформулируйте развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения. Не забывайте вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие). Постоянно отрабатывайте выразительное чтение, грамотное изложения текста, использование цитат. Имейте в виду, что устное собеседование — это, в большей степени, ответ в форме неподготовленного выступления. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал на собеседовании, нужно чувствовать себя свободно и уверенно.